Данный нормативный акт предусматривает несколько принципиальных новшеств.
Во-первых, прежде аттестации подлежали все рабочие места. Согласно же внесенным поправкам оценивать условия труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов нужно только на тех рабочих местах, которые предусматривают:
1) взаимодействие с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами;
2) эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт упомянутых объектов;
3) работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на физ.лицо, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
4) использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
5) хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
При этом специально оговорено, что не проводится аттестация рабочих мест, на которых сотрудники заняты исключительно на персональных компьютерах и (или) работают с копировально-множительной и иной офисной техникой, а также с бытовой техникой, не используемой в процессе производства.
Во-вторых, изменились сроки. Теперь аттестация новых рабочих мест проводится не позднее одного года с момента их создания. Ранее это надо было сделать в течение 60 рабочих дней.
Срок повторной аттестации не изменился. Как и прежде она проводится не реже одного раза в 5 лет. Но теперь данная процедура касается не всех рабочих мест, а лишь тех, где (или-или):
- по результатам предыдущей оценки условий труда установлены вредные и (или) опасные факторы;
- обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований).
Если же по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), их повторная оценка не требуется. Исключение – случаи внеплановой аттестации. Кстати, в список оснований для ее проведения также внесены изменения:
- организация нового рабочего места впредь не будет являться подобным основанием. Но на замену пришел другой повод – обращение специалиста к работодателю с соответствующим заявлением;
- введена еще одна причина – предписание трудовой инспекции.
Примечание: напомним, что все работодатели, чьи рабочие места подлежат аттестации, должны провести ее до 1 сентября 2013 года. Цель – оценка условий труда и выявление вредных (опасных) производственных факторов. А результаты аттестации используются для целого ряда мероприятий и операций (п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н). В частности, для:
1) приведения условий труда и санитарно-бытового, медицинского обеспечения физ. лиц в соответствие с нормативными требованиями;
2) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (минимум – 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
3) установления сотрудникам, занятым на вредных (опасных) работах:
- сокращенной продолжительности рабочего времени (до 36 часов в неделю);
- ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (минимум на 7 дней);
- повышенной оплаты труда (не менее 4 процентов);
4) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве (до 40 процентов);
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за вредную и опасную работу;
6) приведения наименований должностей (профессий) в соответствие с указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Отметим также, что аттестация служит основанием для списания в расходы по налогу на прибыль выплаченных работникам компенсаций за вредные и опасные условия труда. ФНС РФ обратила на это внимание в письме от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453@.
За непроведение аттестации в установленный срок или неверное оформление ее результатов грозят санкции по ст. 5.27 КоАП РФ:
- должностным лицам – штраф от 1 000 до 5 000 рублей;
- предпринимателям – такой же штраф или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- организациям – штраф от 30 000 до 50 000 рублей либо аналогичное приостановление деятельности.
Практика применения данной статьи к рассматриваемым нами нарушениям уже сложилась. Например, компании наказывают за то, что они:
- не провели аттестацию рабочих мест (решения Московского городского суда от 14.03.2012 № 7-0488, Нижегородского областного суда от 12.01.2012 № 7-15/2012);
- провели данное мероприятие, но не ознакомили всех своих работников с его результатами под подпись (Решение Ленинградского областного суда от 20.11.2012 № 7-691/2012).
Вступает в силу 26.02.2013