Необходимо ознакомиться с нормами, установленными Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», чтобы определиться, какими будут формы участия профсоюзной организации и ее роль в процедуре проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).
Работодатель, руководствуясь ст. 9 вышеуказанного закона, образует комиссию по проведению СОУТ. В состав ее, согласно п. 2 ст. 9, включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации.
В Федеральном законе № 426-ФЗ предусматривается, что комиссия должна утвердить Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. Характеристика аналогичных рабочих мест детально представлена в ст. 9 закона.
Кроме того, комиссия должна определить рабочие места, на которых СОУТ проводится с учетом особенностей трудовой деятельности, создающих потенциальную угрозу для жизни и здоровья как членов комиссии, так и работников организации, проводящей СОУТ. Такова, например, профессиональная деятельность пожарных, спасателей, работников «Скорой помощи» и т.д.
Комиссия имеет право принять решение о невозможности проведения измерений (испытаний) и исследований вредных и (или) опасных факторов, если эти процедуры могут создать угрозу для жизни работников организации, в том числе для работников организации, проводящей СОУТ, относя такие рабочие места к опасным без проведения измерений и исследований (п. 9 ст. 12 закона). Согласно п. 10 ст. 12 такое решение оформляется протоколом.
Следующий этап - утверждение комиссией результатов идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Идентификацию осуществляет эксперт (эксперты) организации, проводящей СОУТ. Идентифицированные потенциально вредные и (или) опасные факторы впоследствии подлежат лабораторным измерениям и исследованиям.
В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, прошедших обязательную сертификацию, комиссия на основании заключения эксперта принимает решение о снижении класса (подкласса) условий труда на одну степень. Снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень допускается только по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по месту нахождения соответствующих рабочих мест.
По окончании проведения СОУТ комиссия подписывает отчет о проведении СОУТ на рабочих местах. Отчет утверждает ее председатель. При этом каждый член комиссии, который не согласен с результатами СОУТ, имеет право изложить в письменной форме мотивированное «особое мнение», которое прилагается к отчету.
Итоги этой деятельности: классификация рабочих мест по степени вредности и опасности; установление конкретных гарантии и компенсаций на каждом рабочем месте; установление обязательных страховых тарифов в зависимости от классов (подклассов) условий труда; разработка мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда.
Результаты СОУТ очень важны в плане соблюдения прав работников на здоровые и безопасные условия труда. При соответствующей подготовке профсоюзная организация может сыграть важную роль в проведении СОУТ на рабочих местах.
Для этого профсоюзной организации (выборному органу первичной профорганизации) необходимо провести заседание, на котором ее представители будут делегированы в члены комиссии. Одновременно должны быть рассмотрены вопросы о внесении в коллективный договор следующих обязательств работодателя:
- об организации и проведении СОУТ на рабочих местах;
- о проведении обучения и аттестации членов комиссии по СОУТ и о гарантиях деятельности ее членов;
- о внесении в условия коллективного договора действующих в организации гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными факторами производственной среды и трудового процесса конкретным работникам на каждом конкретном рабочем месте.
Указанные изменения предусмотрены Федеральными законами № 426-ФЗ и № 421-ФЗ («О внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием Федерального за закона "О специальной оценке условий труда"»).
С 1 января 2014 г. законодательством фактически установлен переход от формального, «списочного» подхода в предоставлении гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему фактическое влияние вредных и (или) опасных производственных факторов на организм конкретного работника. Таким образом, достигается цель объективного учета фактического состояния условий труда на конкретном рабочем месте.
Кроме того, в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются компенсационные меры, направленные на ослабление негативных воздействий условий труда на здоровье работников. Это сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда.
Порядок и условия предоставления компенсаций не могут быть ухудшены, а их размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами компенсационных мер в отношении указанных работников по состоянию на день вступления в силу Федерального закона - при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения таких компенсационных мер.
Действующие в организации компенсационные меры, размер и условия их предоставления должны быть включены в условия трудового договора с конкретным работником. На заседании профсоюзной организации следует внести предложение о включении конкретных компенсационных мер за условия труда в условия как коллективного договора, так и трудовых договоров конкретных работников.
Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что проведение СОУТ и ее результаты вызовут много вопросов об установлении размеров гарантий и компенсаций и условий их предоставления работникам. Это, в свою очередь, приведет к возникновению в трудовых коллективах конфликтных ситуаций, а возможно, и обращений в судебные органы.
Ежемесячный журнал «Охрана труда и социальное страхование №10 2014