На прошлой неделе Минздрав на своем сайте обнародовал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Предполагается, что уже с июля 2011 года новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда заменит нынешний, утвержденный в 2007 году, который как и бизнес, так и эксперты по трудовым отношениям иначе как «циничным зарабатыванием денег» аккредитованными компаниями, предоставляющими услуги аттестации, не называют. Бизнес-ассоциации «Опора России» и «Деловая Россия» именно аттестацию рабочих мест ставят в список особо затратных законов для бизнеса. Действующий порядок аттестации и аккредитации фирм, занимающихся аттестацией, исследуется Минэкономики в рамках института оценки регулирующего воздействия с февраля, по ним назначены публичные консультации с бизнесом в феврале-марте 2011 года.
Сама по себе аттестация рабочих мест, то есть подтверждение соответствия рабочих мест санитарным, профессиональным и прочим нормам, малопопулярна. По данным Координационного совета по охране труда и проблемам управления профессиональными рисками, только 10% предприятий, в основном с иностранными инвестициями, проводят аттестацию рабочих мест в полном объеме и на достаточном техническом и организационном уровне, половина же предприятий подходит к аттестации формально и под давлением трудинспекций. За непрохождение аттестации, которая по закону является обязательной и проводить которую нужно каждые пять лет, работодатели несут административную ответственность, но размеры штрафов невелики. Должностное лицо может быть оштрафовано на 1–5 тыс. руб., юрлицо — от 30 тыс. до 50 тыс. руб., при повторном нарушении специалистам компании грозит дисквалификация на срок от года до трех лет. Переаттестация из-за проблем в порядке аккредитации соответствующих структур крайне затратная процедура, по сути, это неофициальный налог на рабочие места: в среднем стоимость аттестации рабочего места в компании оценивается в сумму около 2–2,5 тыс. руб.
Аттестация — институт, направленный в первую очередь на защиту прав наемных работников. Результаты оценки условий труда на конкретном рабочем месте должны служить как для разработки стратегии по их улучшению, так и для определения причитающихся работникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительных выплат и компенсаций. Сейчас ТК РФ (ст. 92, 117 и 147) предоставляет таким работникам сокращенную рабочую неделю (36 часов), право на ежегодный дополнительный отпуск и повышенную зарплату.
Проект новых правил аттестации Минздрава предполагает более четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест, а также устанавливает более жесткие условия для аттестующих. В целом бизнес вряд ли будет удовлетворен изменениями порядка аттестации: ее может проводить только организация, аккредитованная при Минздраве, в документе прямо указано, что она должна быть «неаффилированным лицом по отношению к работодателю». Главное новшество порядка проведения аттестации — ввод в аттестационную комиссию дополнительного независимого эксперта: документ определяет, что в комиссию входит представитель профсоюза, а не только представители работодателя и аттестующей организации, как в действующем порядке.
Аттестация — это только часть системы охраны труда, сформулированной в действующем Трудовом кодексе. Так, согласно ТК, работодатель должен не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) тратить на мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Впрочем, это правило легко обходится бизнесом, и ситуация с условиями труда в последние годы, по данным Минздрава, ухудшается. По статистике ведомства, если в 2008 году 26% работников в РФ трудились в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, то в 2009 году — уже 27,5%. В Минздраве признают, что в российском законодательстве отсутствует системный подход к вопросу управления охраной труда, из чего следует, что работодатели выполняют мероприятия по охране труда «разрозненно и бессистемно».
Минздрав уже второй год предлагает внедрить систему управления профессиональными рисками, суть которой в том, что работодатель платит меньший тариф в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если у него много «хороших» рабочих мест, и наоборот — платит больше, если условия труда не соответствуют нормам. Результаты аттестации, согласно предлагаемому порядку, должны быть использованы и для оценки профессионального риска. Министерство уже подготовило поправки к Трудовому кодексу, которые вводят в сферу охраны труда понятие «профессиональный риск», устанавливают права и обязанности участников трудовых отношений, связанных с управлением профрисками. Принять поправки к действующему приказу в Минздраве намерены до конца 2011 года — впрочем, очевидно, что бизнес-ассоциации будут добиваться, в том числе через Минэкономики, собственных поправок к действующему порядку аттестации, который при появлении новой версии вряд ли будет менее затратен, чем сейчас.