ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА
С резкой критики ряда правительственных решений, принятых и реализованных за последнее время, началось заседание Генсовета ФНПР 31 октября. Наиболее полно профсоюзные претензии обозначил глава профцентра Михаил Шмаков. Он затронул такие болезненные темы, как повышение пенсионного возраста, увеличение НДС, низкие доходы и высокая закредитованность населения. По словам председателя ФНПР, ряд решений Кабинета министров вызывает у жителей страны закономерные вопросы:
- Если перевести высказывания граждан в нормативную лексику, люди спрашивают: зачем? Неужели эти талантливые руководители не понимают простых вещей? Люди спрашивают: кому из “друзей” России выгодно раскачивание ситуации в стране?
Характеризуя экономические решения правительства, глава ФНПР процитировал слова легендарного Остапа Бендера, подчеркнув, что эти решения направлены “на сравнительно честный способ отъема денег у населения”:
- Неоднозначные и рискованные инициативы правительства по большей части являются экономически спорными, не способствуют устойчивому развитию страны, служат интересам узкой группы лиц. И если начало 90-х уподобляли шоковой терапии, то сегодня людям нанесена психологическая травма.
Соответствующую оценку происходящему дали и другие члены Генсовета. Профлидеры отметили, что известные реформы не только подстегнут инфляцию, но и сократят платежеспособность населения. При этом достижение таких ключевых социальных целей, намеченных президентом Владимиром Путиным на период до 2024 года, как обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности, принятыми документами не предусмотрено. Более того, в них не содержится мер ни по модернизации производства, ни по обеспечению льготного кредитования реального сектора экономики, ни по развитию человеческого потенциала.
- Если в майском президентском указе поставлена задача по обеспечению реальных доходов граждан, то правительство решает ее строго наоборот, - резюмировал Михаил Шмаков.
ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ
Бюджет Пенсионного фонда России полностью обеспечен средствами для индексации пенсий и всех необходимых выплат. Этот известный профсоюзам (но, похоже, ускользающий от отдельных представителей правительства) факт подтвердил на заседании Генсовета ФНПР руководитель ПФР Антон Дроздов.
- Все разговоры о том, что в бюджете Пенсионного фонда есть какая-то дыра или бюджет Пенсионного фонда неустойчив, - это неправильные рассуждения, - сообщил Дроздов. И уточнил, что устойчивость ПФР и увеличение пенсий в значительной степени зависят от роста зарплат россиян. Кроме того, он отметил, что приоритетной задачей как для повышения пенсионного обеспечения, так и для всей российской экономики должна стать борьба с “серыми” и “черными” зарплатами. Также, по словам Дроздова, надо “работать с льготниками и финансово неустойчивыми организациями”.
Выступив перед собравшимися, глава ПФР не только рассказал о нынешнем положении дел, но и поделился ближайшими планами по преобразованию пенсионной системы. По его словам, в 2019 году правительству, профсоюзам и работодателям предстоит дискуссия по индивидуальному пенсионному капиталу - системе, которая будет приниматься взамен накопительного компонента, уже несколько лет “замороженного” решением правительства.
- Индивидуальный пенсионный капитал будет дополнять солидарную пенсионную систему, но не заменит ее, - подчеркнул Дроздов. - Это станет новой возможностью для тех, кто хочет дополнительно застраховаться.
- Хочу, чтобы все понимали. Индивидуальный пенсионный капитал - дело неплохое. Но он должен быть абсолютно добровольным, а не добровольно-принудительным, - напомнил профсоюзную позицию председатель ФНПР Михаил Шмаков. - Необходимо вернуть 6% накопительной составляющей в солидарную пенсионную систему. Вернуть по закону, а не по понятиям, как это делается в последние годы.
Естественно, Генсовет не проигнорировал и тему повышения пенсионного возраста - в том виде, в котором оно было предложено правительством и проведено в итоге.
- Если сначала эта мера пропагандировалась как средство уменьшения трансферта из бюджета в ПФР, то после принятия бюджета выяснилось, что трансферт увеличится до 500 млрд рублей. Как сказал декабрист Муравьев-Апостол, во время казни которого оборвалась веревка, “бедная Россия, и повесить как следует не могут”, - заметил Шмаков. И добавил: для того чтобы пенсия была выше, повышать необходимо не пенсионный возраст, а заработки.
О дополнительных проблемах для россиян с увеличением пенсионного возраста напомнил и Александр Корчагин, возглавляющий не только Нефтегазстройпрофсоюз России, но и комиссию ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
- Меня всегда поражало, как быстро принимаются у нас непопулярные решения. Правительство обещало повышение уровня жизни - а вместо этого повысило пенсионный возраст. Глубоко убежден, что такое решение не обеспечит сбалансированность и долгосрочную стабильность пенсионной системы. Комитет Госдумы по “северам”, где я выступал накануне второго чтения законопроекта, разделил нашу позицию о недопустимости повышения пенсионного возраста для северян. Итог рассмотрения законопроекта нам всем известен. Но мы с ним не согласны. Пенсионный возраст должен зависеть только от возраста утраты работником трудоспособности, - заявил Корчагин. И привел данные научных и медицинских исследований, подтверждающих необходимость снижения возраста выхода на пенсию для жителей северных регионов.
Свои претензии по пенсионному вопросу на заседании Генсовета высказали и другие профлидеры. В частности, председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутии) Николай Дегтярев указал на низкий коэффициент замещения утраченного заработка у жителей северных регионов.
- Уровень пенсии жителей северных регионов серьезно недотягивает до принятых норм. Если в целом по стране уровень замещения составляет 36%, то, например, в Якутии дотягивает лишь до 26%, хотя отчисляем мы не меньше других. Это неправильно! Еще один момент. Помните, как пенсионерам вместо индексации начислили по 5 тысяч рублей? Представляете, что такое 5 тысяч рублей для Центральной России - и для Севера? На них ничего невозможно купить. Нужно отработать это направление, ведь это уже нарушение конституционных прав людей, - полагает Дегтярев.
ОТВЕТИТ КАЖДЫЙ
Еще одной темой, на которой сделал акцент глава ФНПР, стали внутренние вызовы, с которыми столкнулись профсоюзы за последнее время. Члены Генсовета признали: профцентру не удалось оперативно сформулировать аде- кватный ответ на правительственный блицкриг.
- В нужный момент у нас не оказалось необходимого ресурса, - сказал Михаил Шмаков. - Мы должны по пунктам определить, чего нам не хватило. И самое главное - какие конкретно шаги мы должны сделать, чтобы качественно изменить ситуацию. Речь идет об организационных возможностях профсоюзов и ФНПР в целом, о финансовых обязательствах и их выполнении, об отношениях с партиями, о том, какие меры нужно принять для усиления работы с информацией и агитпропа.
В качестве рецепта профлидерам предложено продолжить процесс объединения, укрупнения и укрепления профсоюзных организаций. А кроме того - провести всероссийский опрос, принять участие в котором получит возможность каждый член профсоюза. В ходе такого “профсоюзного референдума” людям предстоит ответить на вопросы о том, какие главные задачи они видят для профсоюзов, в каких профсоюзных инициативах готовы участвовать, какие формы коллективных действий считают возможным поддержать и так далее.
- Существует элемент взаимной недоговоренности. Профсоюзный руководитель зачастую не уверен в готовности членов профсоюза поддержать ту или иную позицию активным действием. При этом члены профсоюза иногда подозревают своих лидеров в отрыве от народа. Чтобы укрепить взаимное доверие, усилить эффективность нашей работы, предлагаю провести всероссийский опрос. Технически это можно сделать, сформулировав и утвердив опросный лист. Опрос можно построить на открытых принципах, когда позицию каждого председателя той или иной организации можно увидеть в свободном доступе; он же, в свою очередь, высказывает свое мнение по принципу делегирования, - рассказал о главных принципах нового проекта Шмаков.
Еще одно яркое обсуждение оказалось посвящено нормотворческой деятельности профсоюзов. Профлидеры намерены, не дожидаясь новых правительственных инициатив, предлагать свои варианты реформ, касающихся всей социально-экономической сферы. Это относится не только к пенсионной реформе, но и к налоговому законодательству, формированию потребительской корзины, расчету прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, внедрению страховки от безработицы и других важнейших сторон жизни общества.
Все перечисленные предложения нашли отражение в итоговом постановлении Генсовета. Таким образом, в ближайшие месяцы руководящим органам и аппарату ФНПР предстоит серьезная работа по реализации новых задач. Достаточно трудных - и в то же время перспективных.
СПРОСИТЬ У КАЖДОГО
“Солидарность” поинтересовалась у членов Генсовета и председателей первичных профорганизаций, какие вопросы они бы вынесли на Всероссийский профсоюзный опрос.
Андрей Гичко, председатель профкома ОАО “ПО “Севмаш”:
- Если речь идет о том, чтобы попытаться услышать мнение большинства членов профсоюзов, - это замечательная и крайне правильная идея. Надо более четко определить, чем люди живут и дышат. Особенно в нынешних условиях, после повышения пенсионного возраста. Я бы в этот опрос обязательно включил пункт о формах работы с депутатами, избранными при поддержке профорганизаций в Госдуму и региональные парламенты. В каких случаях они могут прикрываться партийной дисциплиной, а в каких - обязаны придерживаться профсоюзной точки зрения.
Олег Исянов, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края:
- По моему мнению, которое опирается на мнение членов профсоюзов Красноярского края, выраженное ими и в публичных выступлениях, и в десятках тысяч подписей против повышения пенсионного возраста, и в многочисленных обращениях в Федерацию профсоюзов края по этому же поводу, - сейчас больше всего тревожат два вопроса. Первый: все же дать конкретную оценку активности профсоюзов на общероссийском уровне в связи с прошедшей пенсионной реформой. Второй: определить, как надлежит действовать ФНПР и всем ее структурам в подобных ситуациях в будущем.
Сергей Соловьев, председатель Объединения организаций профсоюзов Ярославской области:
- К идее с опросом отношусь хорошо. Как мне кажется, нужно выносить весь перечень злободневных вопросов. И политических, о чем говорил Михаил Шмаков, с какими политическими силами взаимодействовать, и чисто мотивационных: что делать дальше, какие предпринимать действия для развития профсоюзного движения.
Сергей Зайцев, председатель профкома ППО ПАО “АвтоВАЗ”:
- Провести такой целевой опрос по России было бы очень интересно! Подготовка любого вопросника - вещь непростая и серьезная. Особенно когда речь идет о мероприятии всероссийского масштаба. Пересекающиеся, “открытые” и “закрытые” вопросы… Полагаю, этим должны заниматься специалисты. Для составления списка вопросов изначально нужно поставить четкие цели и уже исходя из них - продумывать сценарий опросника. Сейчас можно сказать, что это, видимо, должны быть вопросы, ориентированные на глобальные цели. Если сузить, каждый будет отвечать только про свою отрасль, свой регион, свое предприятие, и мы не получим единой картины.
Алла Сафонова, председатель Федерации профсоюзов Архангельской области:
- Сама идея такого опроса среди рядовых членов профсоюза мне очень и очень импонирует. Нужно выяснить чаяния работников и служащих и работать с этими данными. Возможно, стоит разбить опрос на три части. Первая - о работе первички, вторая - о законопроектах, третья - о публичных акциях. Наверное, в одном из первых вопросов я бы постаралась выяснить, почему люди в профсоюз вступили, в нем состоят. Еще вопрос: насколько устраивает работа проф- организации, что человек хотел бы в ней изменить. Следующая часть: по каким поводам следует проводить коллективные действия, в каких акциях человек готов участвовать.
Валерий Селитренников, председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников:
- Обеими руками поддерживаю инициативу с опросом. Действительно, прекрасная мысль. Прежде всего спросил бы: “Какой профсоюз вы хотели бы видеть завтра?” Далее: “Готовы ли вы к массовым манифестациям?”, а также: “Пойдут ли на профсоюзную акцию ваши родные и близкие вместе с вами?” И наконец: “Готовы ли вы часть заработка отчислять в забастовочный фонд?”
Александр Мирской, председатель Ивановского областного объединения организаций профсоюзов:
- Если проводить такой опрос, нужно поставить цель, чтобы человек осознал себя частью нашей большой системы. Не просто песчинкой, а именно частью, которая может влиять на общую повестку. Чтобы человек сам для себя определил, что для него профсоюз и какие действия он готов предпринимать, чтобы формировать и продвигать его решения.
Максим Копосов, председатель Объединенной профсоюзной организации “Роснефть-Сахалин-Сервис”:
- Я бы начал с элементарного вопроса об оценке происходящего. Что думают члены профсоюзов о работе профсоюзных организаций разного уровня? Как оценивают ее, удовлетворены ли работой профорганов? Здесь уместно также спросить, откуда рядовые члены профсоюзов преимущественно получают информацию о работе профсоюза? Через газету, интернет, собрание, телевидение? Полезно также поинтересоваться, на что, по мнению членов профсоюзов, следует тратить их взносы: на защиту прав, создание забастовочных фондов, информационную работу?..
Александр Кляшторин, профсоюзная газета "Солидарность" solidarnost.org
Фото - Николай Федоров