А это между тем предписано действующим законодательством! И уж то, что текст закона, принятый с таким нарушением, был отправлен на одобрение в Совет Федерации, а затем на подпись Президенту РФ, вообще ни в какие ворота не лезет!», – заявил Анатолий Захаренков.
«Государственная Дума в итоге приняла не тот законопроект, на который профсоюзная сторона РТК дала положительный отзыв», – заявили в ФНПР. Принятый в первом чтении 14 апреля законопроект лишь уточнял статью 173.1 Трудового кодекса РФ в части наименований программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). В пояснительной записке к законопроекту была указана и цель его разработки: реализация положений проекта федерального закона № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». И профсоюзная сторона РТК его в целом поддержала.
Но уже 9 июня профильный комитет Госдумы, рассматривая поправки, внесенные ко второму чтению, согласился с предложением ряда депутатов внести в законопроект поправки, которые существенно меняли концепцию всего законопроекта и не имели никакого отношения к программам подготовки научно-педагогических кадров. Очень оперативно, 15 июня, Госдума приняла законопроект во втором, а еще через день – уже в окончательном третьем чтении. 23 июня документ одобрил Совет Федерации, 28-го его подписал Владимир Путин, а 1 июля новый закон уже вступил в силу.
В итоге из Трудового кодекса РФ оказалось исключенным положение о том, что порядок проведения проверок работодателей определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда. А деятельность же федеральной инспекции труда стала полностью подчинена законодательству РФ о государственном контроле (надзоре), направленному на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
«Нарушение порядка принятия Федерального закона № 220-ФЗ, игнорирование мнения стороны РТК, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, привели к принятию закона, основанного на приоритете защиты прав предпринимателей перед трудовыми правами работников и приоритете внутреннего права над правилами международных договоров Российской Федерации, что противоречит Конституции РФ», – заявляют в ФНПР.
Нынешняя тенденция, направленная на снижение регуляторной нагрузки на бизнес, понятна, считает Анатолий Захаренков, но это никак не должно относиться к деятельности федеральной инспекции труда. Государственный инспектор должен обладать правом беспрепятственного прохода на любое рабочее место и в любое время суток без предварительного уведомления работодателя осуществлять необходимые проверки и расследования, которые он посчитает необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.
«В тексте нового закона отсутствует понятие «надзор». А именно надзор всегда стоял у инспекции на первом месте! Его заменили понятием «контроль», который осуществляется теперь только в отношении действий работодателя. Права же надзора за тем, в каком состоянии находятся здания, сооружения, оборудование, производственная часть, инспекторы сейчас оказываются лишены. Но охрана труда работников от этого не улучшается!»
Второй момент, на который Анатолий Захаренков обращает особое внимание, касается передачи полномочий государственной инспекции труда на уровень региональных властей.
«В итоге наступит настоящий бардак! Эта идея обсуждалась еще в 2013 году, и тогда МФП не пошла на уступки исполнительной власти Москвы, не нашла она поддержки и на РТК – профсоюзная сторона тогда выступила категорически против. Если мы не на словах, а на деле хотим обеспечивать эффективную защиту трудовых прав работников Федеральную – а об этом и наши руководители, и депутаты всех уровней не перестают говорить на самых разных площадках, – инспекцию труда необходимо вообще вывести из-под действия Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
МФП, как и ФНПР, выступает за немедленное принятие необходимых мер для приведения российского законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда №81 об инспекции труда (1947 г.) и обращает внимание на недопустимость нарушения процедур рассмотрения и принятия проектов федеральных законов в сфере труда.