Правовой департамент ФНПР предупреждает
Правовой департамент ФНПР предупреждает
В частности, о том, что ссылки ряда работодателей на «коммерческую тайну» неправомерны в рамках социального партнерства. Профсоюзные правовики отмечают, что в практической работе первичных профсоюзных организаций, членских организаций ФНПР имеют место случаи, когда при проведении переговоров по заключению коллективного договора, проверок соблюдения трудового законодательства работодатели не предоставляют информацию и документы по оплате труда работников. Представители работодателя аргументируют отказы тем, что сведения о заработной плате относятся к коммерческой тайне и персональным данным работника.
То, что этот аргумент неправомерен, подтверждается постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» - сведения о заработной плате работников не могут составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя. Указанное положение в дальнейшем нашло отражение в пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в отношении сведений о системе оплаты труда.
Стороны коллективных переговоров по подготовке, заключению, изменению коллективного договора, соглашения на основании части 7 статьи 37 Трудового кодекса РФ должны предоставлять друг другу информацию, необходимую для их ведения. В коллективные договоры, соглашения включаются обязательства работодателя по оплате труда (ст. 41, ст. 46 ТК РФ). Соответственно профсоюзные организации вправе запросить любую информацию, необходимую для подготовки предложений по данному разделу коллективного договора, соглашения.
Кроме этого, при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения на основании статьи 370 Трудового кодекса РФ уполномоченные представители профсоюза вправе запрашивать любые документы, содержащие информацию, соответствующую понятию «системы оплаты труда».
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ в систему оплаты труда кроме видов оплаты труда, премирована включаются размеры тарифных ставок окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера Часть 4 статьи предусматривает, что локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Например, одним их локальных нормативных актов, отражающим составные части системы оплаты труда; является приказ работодателя об утверждении штатного расписания.
Отказ работодателя представить документы о заработной плате работников является нарушением статей 22, 370 Трудового кодекса РФ, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности представителей работодателя.
Также нельзя признать обоснованным отказ в предоставлении документов о заработной плате работников б ез их согласия, ссылаясь на ограничения по распространению персональных данных, так как персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника (ст. 85 ТК РФ).
Запросы профсоюзных организаций и получение от работодателей документов, содержащих сведения об оплате труда работников и других данных, необходимых для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, коллективных договоров, соглашений, подпадают под исключение, предусмотренное пунктом 1 части второй статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласие указанных лиц на обработку их персональных данных не требуется, что было подтверждено Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в ответе на обращение Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № шр-13444.
В соответствии со статьей 86 Трудового кодекса РФ работодатели, работники и представители работников должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников. Такой мерой защиты может быть локальный нормативный акт организации, устанавливающий порядок обработки персональных данных работников. Соответствующий приказ (положение) должны быть изданы после получения мотивированного мнения профкома в порядке, предусмотренном ст. 372 Трудового кодекса РФ.
Опубликовано в журнале "Профсоюзы" №5/2012г