19 марта прошла конференция Российского союза промышленников и предпринимателей “Рынок труда и социальные инвестиции: взаимодействие бизнеса и государства”. Председатель ФНПР Михаил Шмаков высказал на ней мнение, что главным для текущей экономической повестки России является вопрос, считать заработную плату экономической или социальной категорией. От этого зависит и отношение работодателей к заработной плате либо “как к некоему социальному пособию, подачке, чтобы работник не умер с голоду”, либо как к части экономической системы, где каждый элемент должен стоить свою рыночную стоимость, иначе рынок труда деградирует. По словам Шмакова, все это относится не только к частным собственникам производства, но и к государству, которое является самым крупным работодателем в стране.
Свое мнение профлидер предварил кратким анализом причин недавних волнений на Украине:
- Майдан начался на волне законных требований большинства украинского народа к своим властям, к бизнесу украинскому, чтобы было более справедливое распределение того прибавочного продукта, который производила экономика Украины. А дальше - ищу слово помягче - дурость тех, кто сегодня себя считает руководителями Украины, привела к развалу страны, - прозвучали предостережением от непродуманной внутренней политики слова Михаила Шмакова. - Поэтому я хочу сказать, что мы с вами, в Российской Федерации, слава богу, при всех наших противоречиях и острой полемике можем сказать, что социальное партнерство у нас развивается. Оно, конечно, не идеально, но идеального вообще ничего не бывает в этой жизни. Экономические интересы [наемных работников и работодателей] расходятся, но одного без другого не существует.
Затем глава ФНПР перешел к конкретным предложениям в законодательной сфере. Неожиданно из уст профлидера прозвучал тезис, что настало время защитить предпринимателей. Речь идет, в частности, о том, что не так давно Следственный комитет получил право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям в обход собственно налоговых органов. Михаил Шмаков заявил, что это идет вразрез с принципом презумпции невиновности и может, в том числе, способствовать провокациям со стороны следователей.
Другая инициатива Шмакова обращена уже непосредственно к Министерству труда (хотя Минфина она тоже касается). Председатель ФНПР считает, что действующие законы в сфере долгов по заработной плате “носят исключительно репрессивный характер”. Сейчас в случае банкротства предприятия или критической нехватки средств на его счетах выплата налогов и долгов по зарплате стоят на одной позиции в очередности. Однако на практике налоги выплачиваются в первую очередь, поскольку в этом заинтересовано государство, имеющее в арсенале репрессивный аппарат.
- Налоги собирают с привлечением различных силовых средств, а для зарплаты никто таких силовых действий не предпринимает, - констатировал Шмаков. - На наш взгляд, необходимо, чтобы сначала - зарплата, и только потом - налоги. Тогда государство в лице налоговых органов будет заинтересовано экономически в том, чтобы долги по зарплате погашались.
Источник: www.solidarnost.org