Индексация зарплаты-обязанность работодателя
Индексация зарплаты-обязанность работодателя
Статья 134 ТК РФ не предусматривает:
Из положений данной статьи следует только, что порядок индексации зависит от источников финансирования организаций.
Так, организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а остальные работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Положения ст. 134 ТК РФ в отношении коммерческих организаций долгое время вызывали разные ее толкования.
Позиция 1. Раз порядок индексации устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, то и сам факт проведения либо непроведения индексации остается на усмотрение работодателя.
Индексация проходит в порядке, определенном коллективным договором, трудовым договором и другими локальными актами. Условие об индексации может быть включено в трудовой договор, коллективный договор и другие локальные акты. Неисполнение работодателем условий коллективного договора влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.31 КоАП РФ, а именно: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Однако если данные условия не оговорены в коллективном и трудовом договорах, то работодатель не обязан индексировать заработную плату.
Позиция 2. Буквальное толкование нормы ст. 134 ТК РФ позволяет сделать вывод, что обязательная индексация зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги установлена не только для бюджетных учреждений, но и для коммерческих организаций.
Законодатель прямо указывает, что работодатели «производят» индексацию заработной платы, а не «вправе (могут) ее производить». То есть обязанность индексации для всех без исключения работодателей сформулирована императивно. При этом на усмотрение коммерческих организаций отданы вопросы определения самого порядка проведения индексации, который они устанавливают в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.
Именно такое толкование норм ст. 134 ТК РФ подтверждает Роструд в письме от 19.04.2010 № 1073-6-1, содержащем следующие выводы:
1) действующим законодательством порядок индексации не установлен;
2) законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию;
3) в случае если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты.
К такому же выводу пришли и судьи в определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-O-O. По мнению суда, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, предусмотренную ст. 130 ТК РФ. Абзацем 4 этой статьи в систему государственных гарантий по оплате труда работника включены «меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы». Кроме того, абз. 7 ст. 2 ТК РФ в качестве одного из принципов трудового законодательства установлено обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату. На основании анализа статей 2, 130 и 134 ТК РФ Конституционный Суд РФ делает вывод о том, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.
Опубликовано в журнале «Справочник кадровика» №10 2012