Обязан ли работодатель выплачивать выходное пособие и средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства при увольнении работающего пенсионера в связи с сокращением численности штата?
Обязан ли работодатель выплачивать выходное пособие и средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства при увольнении работающего пенсионера в связи с сокращением численности штата?
При сокращении работающего пенсионера за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Если есть решение органа службы занятости об оплате третьего месяца трудоустройства, то работодатель должен выплатить пенсионеру средний месячный заработок за указанный период. Но если организация не согласна с этим, то решение можно оспорить в суде. Вопрос о выплате пенсионеру среднего заработка за третий месяц трудоустройства в судах не решается однозначно. Поэтому при принятии решения об обращении в суд следует изучить практику своего региона.
Обоснование: При сокращении численности (штата) работников организации (индивидуального предпринимателя) трудовой договор расторгается по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). Нельзя уволить работника в связи с сокращением численности в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
ТК РФ установлены гарантии всем без исключения работникам, увольняемым по сокращению численности или штата (ст. ст. 178, 179, 180, 318 ТК РФ). Работниками признаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Законодательство не запрещает пенсионерам вступать в трудовые отношения. Таким образом, статус пенсионера не препятствует признанию его работником при заключении трудового договора. Следовательно, гарантии, установленные ТК РФ в отношении работников, увольняемых по сокращению численности (штата), распространяются на работающих пенсионеров.
Статья 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия при увольнении по сокращению численности (штата). В день увольнения работнику следует выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Его выплата не зависит от дальнейшего трудоустройства физического лица. Сумма выходного пособия зачитывается за первый месяц сохранения среднего заработка на период трудоустройства (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Поэтому по истечении первого месяца со дня увольнения работодатель не делает никаких выплат сокращенному пенсионеру.
Если пенсионер не устроится на работу в течение двух месяцев, то ему выплачивается средний месячный заработок за второй месяц.
Эта выплата производится (ч. 2 ст. 178 ТК РФ):
- в исключительных случаях;
- по решению органа службы занятости населения;
- при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Суть спора заключается в том, что некоторые работодатели относят такую выплату к мерам социальной защиты безработных, поэтому не оплачивают пенсионеру третий месяц трудоустройства. Согласно абз. 3 п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" лицо, которому назначена трудовая пенсия по старости, не признается безработным.
Вместе с тем Роструд считает, что за уволенными пенсионерами, наравне с другими работниками, средний месячный заработок должен сохраняться в течение третьего месяца со дня увольнения (Письмо от 13.09.2005 N 1539-6-2, п. 1 Письма от 28.12.2005 N 2191-6-2).
Рассматривая споры между работодателями и бывшими работниками - пенсионерами о сохранении среднего заработка за третий месяц, суды не приходят к единому мнению.
Ленинградский областной суд в Определении от 17.01.2013 N 33-100/2013, Тверской областной суд в Апелляционном определении от 24.12.2013 N 33-4635 заняли сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. И следовательно, требуется наличие весомых обстоятельств (например, отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения и т.п.), которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ. Обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости, нетрудоустройство этим органом, а также выдача им соответствующей справки не являются такими обстоятельствами.
Напротив, Верховный суд Удмуртской Республики в Апелляционном определении от 19.03.2013 N 33-1007/2013, Московский городской суд в Апелляционном определении от 30.01.2013 N 11-2968 поддержали работника, указав, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ в равной степени распространяются и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку они наравне с иными гражданами вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Тот факт, что указанные лица не могут быть признаны в установленном порядке безработными, не означает невозможность сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, поскольку такая выплата связана с фактом нетрудоустройства конкретного лица, а не фактом признания его в установленном порядке безработным.
В Апелляционном определении от 31.01.2012 N 33-306 Кировский областной суд поддержал требования уволенного пенсионера, указав, что решение вопроса о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца относится к полномочиям службы занятости. Если работодатель не согласен с решением органа занятости, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Суды, рассматривающие споры между работодателями и центрами занятости, также принимают разные решения. Некоторые признают законными решения службы занятости о сохранении средней заработной платы за третий месяц уволенному пенсионеру. Исключительными же обстоятельствами суды признают не только отсутствие подходящих вакансий, но и ограничения по состоянию здоровья (инвалидность), отсутствие иных источников дохода, значительное снижение материального уровня жизни, необходимость проходить медицинские обследования и лечение (Апелляционные определения Ставропольского краевого суда от 16.07.2013 N 33-3669/13, Московского городского суда от 06.11.2013 N 11-33891, Верховного суда Удмуртской Республики от 03.06.2013 N 33-1909/13, Магаданского областного суда от 26.02.2014 N 33-157/2014).
В то же время Краснодарский краевой суд в Определении от 29.08.2013 N 44Г-2427/2013 признал незаконным решение службы занятости, посчитав, что пенсионер, получающий пенсию по выслуге лет, не может быть признан безработным и за ним не может сохраняться средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, так как он уже социально защищен государством.
Таким образом, решение о сохранении сокращенному пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения принимает орган службы занятости населения.